Что-то давно тема не обновлялась
Выложу список из самого интересного из художественной литературы, что прочитал или перечитал в последнее время.
Глен Кук, трилогия "Тёмная война". Очень оригинальная космическо-магическая опера, что интересно, не о людях... хотя, конечно же, всё равно о людях
Есть и магические, и социальные аспекты.
Айзек Азимов, весь цикл "Основание". Больше про социум в условиях деградации техногенной цивилизации, но в последних книгах также затронута гипотеза Геи, то есть мира, представляющего собой единое сверхсознание.
Алексей Пехов, внезапно понравился, хотя ранее считал, что он пишет "пустое" фэнтези. Но, видимо, что-то там всё же есть
Читал трилогию "Хроники Сиалы" и цикл "Ветер и искры".
Макс Фрай
уже упоминал, но раз уж список - то новый цикл "Сновидения Ехо" достаточно хорош, хотя с "Лабиринтами", конечно, ему не сравниться.
Дэниэл Киз, "Цветы для Элджернона" - если кратко, то о функционировании сознания... но это ничего не передаёт, книга просто шедевр.
Роджера Желязны можно было бы не упоминать, но я прочитал несколько книг, законченных его женой после его смерти, а также несколько, написанных в соавторстве. Из первых мне понравился "Хрономастер", про так называемые "карманные вселенные" (хотя, конечно, с "Лордом Демоном" оно и рядом не стоит), из вторых - более-менее "Deus Irae" (он же "Господь гнева"), на тему постапокалипсиса и религии.
На тему постапокалипсиса, кстати, вспомнился цикл незабвенного Стивена Кинга "Тёмная башня", который, хоть и очень странный, а шестая книга - невероятный отстой
но всё же рекомендуется мной к прочтению.
Джон Уиндем. Пока прочитал "День триффидов" и читаю "Отклонение от нормы". Очень хорошо описывает и моделирует социум в условиях катастрофы/постапокалипсиса. В том числе затронуты краеугольные темы построения и управления социумом, нормы ("будь как все", "все, кто не такие - враги"), религии (лишний раз убедился, что это самое отвратительное из известных мне механизмов управления) и прочее.
Ну и ложку дёгтя
Очень разочаровывают в последнее время Олди. Дяченко не разочаровывают, потому что, в отличие от Олди, им и очаровать не удалось. И те, и другие - какое-то сплошное морализаторство и псевдоглубокие идеи под маской фэнтези. Энн Маккефри, цикл про драконов "Всадники Перна" - внимания достоен только самый первый роман "Полёт дракона", остальное - бесконечное самоповторение. Лукьяненко, "Лабиринт отражений" - не впечатлил, хотя идея хорошая, и, в целом, книжка достойна внимания. Терри Гудкайнд, цикл "Меч истины" ("N-ое правило волшебника") - невероятный отстой с кучей социальных вирусов и жестокости, категорически не рекомендую. Пожалуй, сюда же отнесу "Вокзал потерянных снов" Чайна Мьевиля... книга содержит ряд очень интересных аллюзий и резонансов, но при этом же и ряд намеренно омерзительных деталей (причем таких, что упомянутый Стивен Кинг просто отдыхает), в результате чего фонит весьма гадостно, поэтому очень на любителя... я бы заново читать, пожалуй, не стал.
Кстати. Перечитал по приколу трилогию про Незнайку и малость офигел. Был уверен, что это очень хорошие книги для детей, но сейчас вижу там столько социального мусора и морализаторства, что я уже вообще не знаю, что детям можно читать
Тот же "Незнайка на Луне", которого я в детстве обожал и потом долго считал не только очень интересной, но и полезной книгой... блин, эта книга жёстко вбивает в голову идею о том, что быть богатым - это плохо! И подключай потом "Кармель"...